ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 октября 2005 года N 760-ПП

Об Экологической доктрине города Москвы

(с изменениями на 25 октября 2011 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Москвы от 25 октября 2011 года N 507-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 62, 08.11.2011).

____________________________________________________________________


Для решения городских экологических проблем была разработана и одобрена 19 июля 1999 года решением Экологического консультативного совета при Мэре г.Москвы Концепция обеспечения экологической безопасности города Москвы, которая стала базовым документом города, определяющим стратегические направления экологической политики мегаполиса в увязке с эколого-градостроительным развитием.

Определяющим экологическим документом города на 2003-2005 годы стала Целевая среднесрочная экологическая программа города Москвы, определившая ключевые направления в области охраны окружающей среды и природопользования. Мероприятия по улучшению состояния окружающей среды, намеченные к реализации указанной программой, вошли в перечень приоритетных работ градостроительных планов развития территорий административных округов города Москвы.

Для реализации конституционного права жителей города Москвы на благоприятную окружающую среду, сохранения и развития комфортной среды обитания горожан, а также в целях обеспечения экологической безопасности города Москвы на долгосрочный период Правительство Москвы

постановляет:

1. Одобрить Экологическую доктрину города Москвы (приложение).

2. Пункт утратил силу с 8 ноября 2011 года - постановление Правительства Москвы от 25 октября 2011 года N 507-ПП. - См. предыдущую редакцию.

3. Пункт утратил силу с 8 ноября 2011 года - постановление Правительства Москвы от 25 октября 2011 года N 507-ПП. - См. предыдущую редакцию.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Кульбачевского А.О. (пункт в редакции, введенной в действие с 8 ноября 2011 года постановлением Правительства Москвы от 25 октября 2011 года N 507-ПП, - см. предыдущую редакцию).

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

 Приложение
к постановлению
 Правительства Москвы
от 4 октября 2005 года N 760-ПП

Экологическая доктрина города Москвы

(с изменениями на 25 октября 2011 года)


Введение

Экологическая доктрина города Москвы (далее - Доктрина) ориентирована на устойчивость охраны окружающей среды, предупреждение экологически обусловленных заболеваний населения и создание комфортной среды проживания.

Доктрина учитывает передовой отечественный и зарубежный опыт, тенденции развития нормативной базы в области охраны окружающей среды.

Правительство Москвы реализует городские программы по следующим направлениям:

- сокращение загрязнения атмосферного воздуха до гигиенически приемлемых уровней на территориях, не подверженных прямому влиянию автотрасс;

- сокращение площади территорий, подверженных негативному влиянию автотранспорта, в т.ч. создание зон низких выбросов;

- сокращение выбросов автотранспорта и снижение уровня загрязнения воздуха на автотрассах (постановление Правительства Москвы от 28 декабря 2004 года N 952-ПП "Об утверждении экологических требований к качеству моторного топлива при его обороте в городе Москве") (дефис в редакции, введенной в действие с 8 ноября 2011 года постановлением Правительства Москвы от 25 октября 2011 года N 507-ПП, - см. предыдущую редакцию);

- сокращение объема выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями, в т.ч. исключение несанкционированных выбросов (постановления Правительства Москвы от 8 июля 2003 года N 529-ПП "О мероприятиях по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу предприятиями и организациями, расположенными на территориях административных округов города Москвы (кроме Центрального административного округа), на период до 2006 года"; от 29 апреля 2003 года N 294-ПП "О мероприятиях по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу предприятиями и организациями, расположенными на территории Центрального административного округа, на период до 2020 года");

- сокращение площади и реабилитация территорий промышленных зон (дефис в редакции, введенной в действие с 8 ноября 2011 года постановлением Правительства Москвы от 25 октября 2011 года N 507-ПП, - см. предыдущую редакцию);

- улучшение качества поверхностных и подземных вод, сокращение объема выбросов неочищенных вод, в т.ч. поверхностного стока (дефис в редакции, введенной в действие с 8 ноября 2011 года постановлением Правительства Москвы от 25 октября 2011 года N 507-ПП, - см. предыдущую редакцию);

- сокращение площади зон повышенного шумового дискомфорта (постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2001 года N 410-ПП "О проекте градостроительного плана развития территории Центрального административного округа до 2020 года", от 2 апреля 2002 года N 246-ПП "О Концепции развития воздушно-транспортной системы города Москвы до 2005 года", Закон города Москвы от 12 июля 2002 года N 42 "Об административной ответственности за нарушение покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве");

- энерго- и ресурсосбережение (постановление Правительства Москвы от 2 декабря 2003 года N 999-ПП "О Концепции внедрения энергоэффективных технологий в городское хозяйство") (дефис в редакции, введенной в действие с 8 ноября 2011 года постановлением Правительства Москвы от 25 октября 2011 года N 507-ПП, - см. предыдущую редакцию);

- увеличение доли перерабатываемых отходов производства и потребления (постановление Правительства Москвы от 23 марта 2004 года N 164-ПП "О Концепции обращения с отходами производства и потребления города Москвы и проекте закона города Москвы "Об обращении с отходами производства и потребления города Москвы");

- создание системы экологической сертификации и аудита (постановление Правительства Москвы от 13 мая 2003 года N 353-ПП "О создании и внедрении Системы добровольной сертификации "Московский экологический Регистр", от 22 июля 2003 года N 568-ПП "Об утверждении Временного положения о Системе экологического аудита в городе Москве, Временного порядка проведения экологического аудита, Критериев отнесения организаций города Москвы к числу рекомендованных для проведения экологического аудита");

- реабилитация загрязненных земель (постановление Правительства Москвы от 27 июля 2004 года N 514-ПП "О повышении качества почвогрунтов в городе Москве");

- защита и расширение "зеленых" зон, охраняемых природных и рекреационных территорий (постановления Правительства Москвы от 29 июля 2003 года N 616-ПП "О совершенствовании порядка компенсационного озеленения в городе Москве", от 7 декабря 2004 года N 854-ПП "О Схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве");

- воссоздание и сохранение биоразнообразия (постановление Правительства Москвы от 2 марта 2004 года N 116-ПП "О мероприятиях по восстановлению естественных растительных сообществ и увеличению численности редких животных на особо охраняемых природных территориях города Москвы");

- обеспечение экологически безопасной среды обитания человека в жилых и общественных зданиях (распоряжения заместителя Премьера Правительства Москвы от 26 апреля 1995 года N 397-РЗП "О введении в действие Санитарно-экологического паспорта строительной продукции", от 5 июня 1996 года N 699-РЗП "Об апробации Санитарно-экологического паспорта строительной продукции на объектах строительства в г.Москве");

- усиление роли экологического образования (приложение 4 ("Комплексная программа непрерывного экологического образования в городе Москве до 2005 года") к постановлению Правительства Москвы от 13 июня 1995 года N 537 "О подготовке системы образования города Москвы к новому 1995/1996 учебному году в плане реализации программы "Столичное образование").

Москва - один из самых северных мегаполисов мира, климатическими особенностями которого обусловлена относительно низкая способность экосистем к самовосстановлению: зеленые насаждения, микробиологические системы водоемов, почвы способны к активной ассимиляции загрязняющих веществ и самоочищению лишь 5-6 месяцев в году.

Город Москва как сложная многофункциональная природно-антропогенная система продолжает развиваться в жестких условиях формирования рыночной экономики и остро нуждается в выработке новых подходов к управлению качеством окружающей среды.

В Москве на площади 1080 кмсосредоточено около 4 тысяч промышленных предприятий. В черте города сформировалось 66 промышленных зон, размещены 14 ТЭЦ, 63 районные тепловые станции и более 1 тысячи котельных.

Автомобильный парк города составляет более 3 млн.единиц, на территории города расположено более 2,5 тысяч автотранспортных хозяйств. Суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в год составляет более 1 млн.тонн (83% выброса приходится на автотранспорт, 17% - на стационарные источники - промышленность и топливно-энергетический комплекс).

Плотность населения в Москве приближается к 10 тысячам человек на км. Город постоянно наращивает темпы жилищного строительства. За последнее десятилетие введено в эксплуатацию около 40 млн.м жилья. Генеральным планом развития города до 2020 года предусматривается дальнейший рост объемов жилищного строительства и объектов социальной инфраструктуры. Высокоплотная многоэтажная застройка, превышение застроенной и замощенной части территории над озелененными и свободными пространствами влияют на микроклиматические условия и на комфортность среды обитания.

В последние годы объемы образования в Москве отходов производства и потребления составляют более 16 млн.тонн в год. Ежегодный прирост объемов образования отходов производства и потребления составляет 3-4%, при этом доля рециклинга вторичных материальных ресурсов крайне мала, показатель захоронения отходов на полигонах твердых бытовых отходов (далее - ТБО) составляет 87%. Объем образования отходов производства и потребления возрастает не только за счет ТБО, но и за счет отходов строительства и сноса (программа реконструкции пятиэтажного и ветхого жилищного фонда города Москвы).

В 2004 году в город подавалось 4543,1 тыс.мводы, из них на долю коммунальных нужд приходится 336,4 тыс.м, на промышленные нужды направлялось 499,5 тыс.м. Отведение на станции аэрации (Люберецкую и Курьяновскую) составило 5230,5 тыс.м.

Вышеперечисленные характеристики усугубляются следующими факторами:

- низкой эффективностью существующих федеральных экономических механизмов природопользования и охраны окружающей среды;

- низким технологическим уровнем промышленного производства и высокой степенью изношенности основных фондов, отсутствием экологического менеджмента на предприятиях с высокими показателями ресурсопотребления и образования отходов производства;

- недостаточным уровнем экологического сознания и экологической культуры населения.

Все это существенно влияет на формирование экологической обстановки на территории города Москвы и должно учитываться при формировании и проведении экологической политики.

Быстро изменяющиеся экономические, правовые и экологические условия требуют корректировки предложений и подходов в решении проблем охраны окружающей среды мегаполиса.

Опыт реализации Концепции обеспечения экологической безопасности города Москвы и Целевой среднесрочной экологической программы города Москвы показал, что планирование на долгосрочный период конкретных технологических мероприятий не имеет серьезного экономического обоснования.

Современная государственная политика в области природопользования и охраны окружающей среды в последние годы претерпела существенные изменения, в частности, были значительно сокращены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в экологической сфере с передачей их на федеральный уровень.

Для предотвращения ухудшения качества окружающей среды в городе Москве с учетом изменения Российской Федерацией нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды разработана Доктрина.

I. Общие положения

Доктрина, принимаемая Правительством Москвы на длительный срок, состоит из:

- целевых показателей качества компонентов окружающей среды;

- экологических ограничений по сферам хозяйственной и иной деятельности в городе Москве.

Улучшение качества окружающей среды остается приоритетным направлением для Правительства Москвы. Обеспечение комфортности проживания населения без ущерба окружающей среде требует жесткой увязки всех программных хозяйственных решений.

Доктрина учитывает региональные особенности взаимодействия человека и природы в городе Москве и признает особую важность сохранения природных систем города Москвы для создания комфортной среды проживания населения. Доктрина увязана с основными направлениями международной политики и международными обязательствами Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды, рекомендациями конференции ООН ("Повестка дня 21 Век" Рио-де-Жанейро, 1992 год), решением Всемирной встречи на высшем уровне в 2002 году (Йоханнесбург), передовым зарубежным опытом, закрепленным в нормативно-правовой базе Европейского союза в области окружающей среды и обеспечения устойчивого развития.

II. Цели, задачи и принципы экологической политики города Москвы

Целью экологической политики города Москвы является реализация функции государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов отраслей экономики и социально-экономической сферы, организаций и граждан при принятии любых решений на всех уровнях городского управления, учитывающих и минимизирующих возможные негативные последствия для окружающей среды и здоровья населения.

Основные принципы экологической политики города Москвы включают:

- развитие механизмов предупреждения возникновения потенциальных негативных воздействий на экологию города;

- разработку новых технологических процессов, обеспечивающих совместимость с окружающей средой путем создания экологически чистых энерготехнологических комплексов для переработки и производства материалов, в том числе из техногенных и бытовых отходов;

- компенсацию за причиненный ущерб (загрязнитель платит);

- взаимодействие городской администрации с жителями города при решении вопросов охраны окружающей среды;

- закрепление границ хозяйственного (человеческого) вмешательства в природную среду;

- обеспечение соблюдения природоохранного законодательства в организации хозяйственной деятельности;

- предотвращение негативных экологических последствий различных видов хозяйственной деятельности;

- отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с непредсказуемым воздействием на природные системы и окружающую среду в целом;

- открытость и доступность экологической информации, прозрачность системы принятия решений в области охраны окружающей среды;

- участие общественных организаций и объединений, органов местного самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и устойчивого развития;

- обеспечение условий формирования здорового образа жизни.

Для достижения поставленной цели в Доктрине устанавливаются на срок до 2010 года и поэтапно обеспечиваются следующие целевые показатели:

- снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха не менее чем на 10% (по загрязняющим веществам - оксидам азота, оксиду углерода, акролеину, бензолу, конденсированным ароматическим соединениям):

- снижение выбросов от ТЭЦ "Мосэнерго" на 23%. В настоящее время на 80% территории Москвы (примерно 835 км) выбросы ТЭЦ "Мосэнерго" дают среднесезонные концентрации диоксида азота - 5-10 мкг/м, что составляет 0,2-0,3 ПДК (в соответствии со Схемой теплоэлектроснабжения города Москвы на период до 2020 года. После реализации Схемы теплоэлектроснабжения площадь с концентрациями 5-10 мкг/м сократится до 30%);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»